Официальный сайт
Республиканского общественного объединения
"Совет Генералов"

Генералы Великой Степи

oblozhka.png - 226.15 KB

Энциклопедический справочник

Читать энциклопедический справочник

Видео

Архив

Статьи и материалы

Генерал М.Телегусов: Лампасы на продажу. Кто и как подрывает обороноспособность Казахстана

Лампасы на продажу

Генерал Телегусов: "Это - подрыв обороноспособности государства"

Скандал с покупкой втридорога вооружения и арестом израильтянина Бориса Шейнкма в самом разгаре. Министерство обороны теперь, когда все всплыло наружу, на комментарии не скупится. Но даже сейчас, когда грянул гром, оно предпочитает закрывать глаза на то, что пока еще не стало явным. Об этом красноречиво свидетельствует рассказ генерал-майора в отставке Махмута Телегусова, бывшего заместителя командующего Аэромобильными войсками РК. Сегодня мы предлагаем вместе с генералом еще раз пройтись по одному из самых громких армейских скандалов, который разгорелся три года назад и костер которого не потух до сих пор.

Адюльтер на государственном уровне

- О коррупции говорят и пишут немало, - говорит генерал. - Наверное, так и должно быть в правовом государстве. Как правило, освещаемые в СМИ факты неопровержимые, потому как в них зеркально отражается действительность. К этому привыкли, и сами факты уже никого не удивляют. При чтении газет у меня как у гражданина и военнослужащего запаса, больше интересующегося вопросами военной безопасности государства, невольно возникают вопросы. Почему по установленным фактам зачастую не принимаются требуемые главой государства меры? Если принимаются, то не те, а если те, то не к тем. Почти по Салтыкову-Щедрину: "Почему, если я залез в карман к соседу и украл у него рубль, то меня сажают в тюрьму, а если я залез в карман государству, то меня избирают в сенат?". Посудите сами.

В 2007 году генерал Ертаев Б.Е. в своей статье "МО не должно быть ТОО" писал: "Только в 2005 году Комитетом финансового контроля было выявлено завышение сметных ассигнований на сумму 1,177 млрд. тенге, нарушение законодательства о госзакупках почти 280 млн. тенге. Заметьте, говорится только о выявленных фактах, а сколько их всего? Остановить коррупцию очень трудно. Почему? Ответ прост - система круговой поруки. Обратите внимание на то, что никто из виновных не осужден военным судом, хотя речь идет не просто о нанесении экономического ущерба, а о подрыве боевой готовности. Не судят потому, что применение суровых наказаний может раскрыть коррумпированную сеть более высоких начальников".

Такое противодействие коррупции не осталось без внимания. С учетом прежних боевых заслуг генерала ему было присвоено высокое звание "Халык Кахарманы". И надо отметить, что вполне заслуженно, потому что в наше непростое время необходимо иметь гражданское мужество, чтобы обнародовать и отстаивать свою твердую антикоррупционную позицию. Эта смелость присуща тем, кто сам чист, но, к сожалению, она не дана каждому генералу. Однако, как говорится, обо всем по порядку.

В 2005 году вопреки моему принципиальному несогласию, когда я был заместителем командующего Аэромобильными войсками (АМВ) по вооружению, с приобретением через частные посреднические организации вооружения, запасных частей и с модернизацией боевой техники "кустарным" способом, были заключены соответствующие договора с заместителями командующего по другим вопросам полковником Кудайбергеновым С.Б. и майором Балабановым А.В. Тем самым было заложено препятствие заключению выгодных для нашего государства контрактов на закупку парашютно-десантного имущества, вооружения и прицелов военного назначения непосредственно с заводов-изготовителей - Российских и Белорусских. Несмотря на мою позицию, по этим договорам были приобретены 180 коллиматорных прицелов (ПК-А, предназначенных по документации завода-изготовителя для наведения в цель спортивного и охотничьих ружей днем и в сумерках) через частные посреднические фирмы бывших десантников и должностного лица министерства.

Раз непосредственно отвечающее за вооружение должностное лицо отказывается от подобных сделок, само собой разумеется, что он и в дальнейшем будет препятствовать заинтересованным лицам в нецелевом использовании ими государственных средств. Безусловное избавление от меня любой ценой стало для них актуальнейшей проблемой. "Несвоевременное" выявление мною в этом же управлении коррупционных правонарушений на 20 млн. тенге при закупке запасных частей окончательно убедило заинтересованных должностных лиц в устойчивости моей позиции.

Увольнение военнослужащего из армии за такие действия законодательством РК не предусмотрено и, более того, запрещено Законом "О борьбе с коррупцией". Но так как другого выхода у них не было, то по законам жанра в ход пошло все из арсенала методов, ранее отработанных на членах семьи генерала Нургажина С. и полковника Федосеенко В., - наговоры, клевета, формальное медобследование и т.д. В конце концов, последовали увольнение из Вооруженных Сил моей супруги, причем без пенсии, по "отрицательным мотивам" (вообще не причастной ни с какой стороны к этим событиям) и мое собственное увольнение - "досрочно", за 13 лет до достижения предельного возраста состояния на воинской службе.

И рыбку съесть, и косточкой не подавиться

- Естественно, при таком подходе результат по-любому был в пользу коррупционеров, - продолжает Махмут Телегусов. - Итог: за 20 млн. тенге ущерба им объявлены "выговоры", а в дальнейшем они повышены в должностях и званиях. Конечно же, мое увольнение не решило проблему эффективного использования государственных средств. Более того, оно способствовало тому, что Управление АМВ и центральный аппарат МО РК наладили устойчивую схему "увода" денег не туда, ясно дав понять всему личному составу, что в армии бороться с коррупцией "не моги".

Так, в Акте проверки АМВ за 2006 год ревизором - полковником Кульбаевым К. указано, что по незаконно заключенным договорам тем же Балабановым А.В. приобретены такие же 2500 прицелов для охотничьих ружей на 420 млн. тенге - у тех же поставщиков, когда 180 таких же коллиматорных прицелов лежали более года на складе без применения. Данный акт был сокрыт от министра обороны Ахметова Д.К., в результате чего ущерб не был восстановлен, а виновные остались безнаказанными.

Необходимо признать, что установленная схема "отмывания" денег в дальнейшем была усовершенствована, и с 2007 года в тендерах стали участвовать три фирмы под руководством аффилированного лица Рахимова К. - бывшего заместителя командующего АМВ генерала Майкеева. Одна из них в обязательном порядке выигрывала устроенный заинтересованными лицами тендерный "спектакль". Но для начала немного предыстории.

В 2004 году, пребывая на службе, полковник Рахимов К.З. совместно с другим, заинтересованным в этом же деле начальником пытался получить деньги под мнимую "модернизацию" парашютов. Однако почему-то не был поддержан министерством, после чего пожелал расстаться с Вооруженными Силами РК. Но, тем не менее, продолжал служить в армии, правда, в другом качестве. Теперь он при непосредственной поддержке того же начальника представлял интересы двух коммерческих фирм, являвшихся посредниками по поставке в АМВ парашютно-десантного имущества с заводов России и Белоруссии.

Каждому десантнику было известно, что эти фирмы работают под руководством Рахимова. Но официально владельцами были другие лица, из числа бывших военнослужащих, у которых свои же десантники закупали все необходимое в три раза дороже.

Со сменой руководства министерства Рахимов легализовался и стал директором ТОО "Корпорация "КЛЕН", тоже занятого посредническими услугами по поставке десантникам таких же прицелов, но в гораздо больших объемах и суммах. 5,7 млрд. тенге в военном ведомстве освоены через Рахимова К.З., путем приобретения точно такого же, уже имеющегося имущества, в то время как катастрофически не хватало парашютов, являвшихся главным вооружением десантников. В частности, 4,1 млрд. тенге перечислены по 29 договорам (их Балабанов заключил на основе документов по госзакупке, утвержденных Майкеевым М.), которые центральный аппарат МО РК обязан был запретить и, тем более, не пропускать оплату, поскольку ими явно нарушался Закон "О госзакупках". Из них 1,3 млрд. тенге были перечислены вообще за неисполненные услуги по модернизации парашютов, прицелов и не поставленные десантные комплексы российского производства.

"Восхищает" оперативность Департамента экономики и финансов МО РК (ДЭФ) по изысканию и выделению 2,2 млрд. тенге, не предусмотренных ни бюджетной заявкой на 2007 год, ни Планами госзакупок МО и АМВ, на приобретение у Рахимова прицелов. Основанием этому служит ходатайство № 58/3937 генерала Майкеева М.Ж., в котором он обосновывает внезапно возникшую 27 августа 2007 г. потребность в охотничьих прицелах, хотя они уже имелись, ссылаясь на необходимость исполнения поручения Верховного Главнокомандующего и по повышению боевой готовности резерва. Но на эти средства целенаправленно закуплены еще 7700 таких же прицелов, причем 400 из них приобретены у того же поставщика по 1 млн. каждый при их цене в магазинах г. Алматы по 40-50 тыс. тенге, чем нанесен ущерб интересам государства и боевой готовности самих АМВ. В итоге на одного военнослужащего десантной роты стало более чем четыре прицела, и их количество в несколько раз превышало численность всех десантников.

Но главное в этой истории не то, что приобретенное имущество представляло балласт для Вооруженных Сил, (напомню, эти 10 300 прицелов предназначены для охотничьих ружей и не пригодны для боевого оружия), а то, что они, несмотря на все старания моих коллег, не могут быть приняты на вооружение РК, потому как не приняты страной производителем - Республикой Беларусь на свое вооружение.

"А был ли мальчик"?

- Но и это еще не конец истории, - восклицает генерал Телегусов. - Стремление "замять" ущерб и закрыть глаза на должностные преступления отдельных лиц очевидно, поскольку не только не исполнено требование Счетного комитета о передаче материалов по 29 договорам в правоохранительные органы, даже само заключение предано забвению.

Яркий пример тому - действия генералов Джанасаева Б. и Ертаева Б. Е., которые не только защищали то, что недавно осуждали и с чем боролись, но и доказывали обратное, тем самым опровергая факты, установленные Счетным комитетом, в работе комиссии которого я принимал участие в качестве военного эксперта в апреле 2008 года. Более того, искусственно формируется общественное мнение, вопреки объективно существующему, что лучшим в мире производителем оружия является Израиль, и что он же модернизирует наиболее устаревшие образцы техники таким образом, что равных аналогов в мире нет.

- Надо ли говорить о том, что время с момента объявления заключения Счетного комитета было использовано не в интересах государства и сыграло на руку причастным к ущербу лицам? - констатирует генерал. - Так, один из организаторов нанесения ущерба на сумму более 4 млрд. тенге господин Рахимов продал (ликвидировал) фирмы и убыл за рубеж, откуда оказывает влияние на положительный исход дела в интересах причастных к этому лиц.

Не менее интересна история использования государственных денег другим способом, поскольку даже опытные специалисты не дали ей определения. Не знаю, как это дело будет квалифицировано правоведами, но фактически на момент проверки, в апреле 2008 г., в МО РК не было приобретений, однако деньги - 13,5 млрд. тенге - в 2007 году были исправно перечислены поставщикам. Выход нашли быстро - перенесли сроки поставки вооружения на 2008 год, а названную сумму оформили как дебиторскую задолженность за 2007 год. Счетный комитет установил и предписал "передать материалы в правоохранительные органы".

- Об "уводе" денег говорит даже такой простой факт, - продолжает генерал. - Шестью ревизорами Счетного комитета за месяц выборочного контроля установлены нарушения бюджетного законодательства за 2007 г. на сумму в 5 млрд. тенге (без учета вышеуказанных правонарушений, по которым принято решение о передаче материалов в правоохранительные органы), что самим министерством и контрольными органами правительства РК не выявлено. Однако с точки зрения военной безопасности, с учетом критериев требований главы государства о национальной безопасности и военной доктрины по развитию Вооруженных Сил, игнорировать которые военачальники не имели права, реально нанесенный и невосполнимый ущерб дальнейшему развитию Вооруженных Сил оценивается в 50 млрд. тенге.

К примеру, 18 млрд. тенге перечислены для установки компьютерной системы управления огнем и монтажа на нашу технику 1950-х годов выпуска. В итоге одно орудие обошлось нам в 200 млн. тенге. 500 млн. тенге перечислены за модернизацию 16 единиц БТР-70 под те же минометы, по цене 31,2 млн. тенге, которые в 2007 году уже модернизировались в г. Ерментау по 9 млн. тенге за один БТР. Указанные услуги и средства на 2008 год паспортом программы и бюджетной заявкой не были предусмотрены, но имеется постановление правительства РК о выполнении этих заказов компанией Израиля. Также 7,2 млрд. тенге министерством освоены на закупку 900 единиц автомобилей КАМАЗ.

- Суть выделения государственных средств должна была заключаться в выполнении политики президента РК по поддержке отечественных предприятий, так как продление срока эксплуатации на 10-15 лет вооружения и военной техники, состоящей на вооружении с 1970-80 годов, было актуальнейшей задачей Во­оруженных Сил. Для чего необходимо было на базах наших предприятий, которые раньше выполняли подобные заказы, создать комплексные центры по модернизации, ремонту и регламентному обслуживанию, что позволило бы десятки лет содержать устаревшую военную технику до приобретения новых. В данный кризисный период это было бы большим подспорьем для сохранения качества и численности боевой техники, рабочих мест, специалистов постсоветского времени и для поддержки наших отечественных предприятий, - говорит генерал.

Такие моменты при оценке материального ущерба не учитывались, но объективно данные проблемы, связанные с приобретением отдельных видов вооружения, военной техники и боеприпасов, уже перешли в разряд неотложных. Почему? Потому что через пять-семь лет большая часть вооружения и военной техники, боеприпасов будут непригодны к эксплуатации. Поэтому отношение к Вооруженным Силам со стороны отдельных влиятельных людей не как к гаранту территориальной целостности и независимости страны, а как к источнику "легких денег", подрывает обороноспособность государства.

Никто, кроме нас

- Я в течение шести месяцев добивался аудиенции лично у Д.К. Ахметова, - рассказывает дальше Махмут Телегусов. - В конфиденциальной беседе 12 января 2009 года я сказал ему, что подобное положение угрожает дальнейшему развитию Вооруженных Сил, и что необходимо использовать результаты проверок Счетного комитета для нанесения сокрушительного удара по коррупции в центральном аппарате военного ведомства. При этом представил документы, свидетельствующие о причастности отдельных генералов и полковников к коррупционным правонарушениям. Их, во исполнение требований главы государства, следовало немедленно отстранить от занимаемых должностей, или же они сами должны были мужественно инициировать свои отставки. Но последующие события показали, что усилия руководителей моего родного ведомства направлены не на пресечение коррупции в центральном аппарате, а на опровержение фактов, установленных Счетным комитетом, и на предотвращение придания огласке имеющихся документов.

Так, в марте 2009 г., комиссия МО РК во главе с "Халык Кахарманы", генерал-лейтенантом Ертаевым Б., чтобы доказать законность перечисления Рахимову К.З. 4 млрд. тенге по 29 незаконным договорам, в течение месяца проводила инвентаризацию складов, пытаясь этим опровергнуть заключение Счетного комитета и решения ФРУП "НИИ парашютостроения" РФ. При этом в СМИ неоднократно создавалось мнение о пригодности закупленных еще в 2005 году охотничьих прицелов для боевых действий в условиях дня и ночи, а также то, что 685 млн. тенге под "мнимую" модернизацию парашютов перечислены законно. Подтверждение этого плана должно было автоматически доказывать, что коррупции в армии нет, Счетный комитет не объективен, а ущерб появился по вине генерала запаса Телегусова М.У., из-за его "пакостей исподтишка", "сливания кругом информации" и "желания отомстить Майкееву" (об этом, кстати, написала газета "Мегаполис" в статье "Под прицелом ближнего боя" от 9.03.2009г.).

Понятно, что все эти действия - не что иное как круговая порука, нейтрализующая попытки честных военнослужащих вскрыть коррупцию, стремление создать вокруг инициаторов разбирательства обстановку нетерпимости, шельмования их как клеветников и скандалистов, которые якобы подрывают авторитет руководства АМВ и МО РК, и испытанными методами вынудить их прекратить антикоррупционную работу.

Эти действия министерства свидетельствуют о том, что в его руководстве сейчас не преобладают здоровые силы, способные защитить государственные интересы и тем более исполнить требования президента РК по нанесению сокрушительных ударов по коррупции.

В 2006 году в армии была точно такая же обстановка. Я был приглашен на заседание Комитета по обороне, безопасности и международным делам Мажилиса Парламента РК, где доложил о коммерческой деятельности отдельных лиц в руководстве МО РК, направлявших бюджетные средства в угоду своим, а не государственным интересам, исходя из которых ими были созданы команды "своих людей", в результате чего предприимчивые полковники были назначены на генеральские должности, а генералы, пытавшиеся бороться с подобными явлениями, оказались на полковничьих должностях. Проблемы армии были восприняты и поняты депутатами С.Абдрахмановым и Т.Аубакировым. Впоследствии благодаря им бывшие не у дел генералы А.Джарбулов, Н.Джуламанов, М.Дюсекеев, Б.Ертаев, У.Еламанов заняли высокие посты. Полагая, что остановить сегодняшнюю наступательную тенденцию коррупции - не только долг и обязанность военнослужащих, но и насущная и неотложная необходимость в армии, я возлагал надежды, прежде всего, на их авторитет и поддержку ими моей позиции в борьбе за очистку генеральских рядов от "нечистоплотных" коллег. Сохранение позиции безразличия к укреплению в армии законности и правопорядка способствует процветанию казнокрадства и ставит судьбу Отечества ниже меркантильных интересов отдельных зарвавшихся военнослужащих и все в большей степени подрывает имидж воинской службы.

В деле объединения усилий в борьбе с этим злом не последнее слово за РОО "Советом генералов", союзами военнослужащих, и компромисса здесь быть не может: или мы побеждаем коррупционеров, или они нас лишают права носить генеральскую форму.

Источник: http://www.centrasia.ru   № 14. 10 апреля 2009 г.

Новости

Нас поддержали