Официальный сайт
Республиканского общественного объединения
"Совет Генералов"

Генералы Великой Степи

oblozhka.png - 226.15 KB

Энциклопедический справочник

Читать энциклопедический справочник

Видео

Архив

Статьи и материалы

О проблемах военной безопасности, необходимости дальнейшего развития Вооруженных Сил и военной мощи государства

Помощнику Президента -
секретарю Совета безопасности 
Республики Казахстан 
и депутатам Парламента РК –

генералам Алтынбаеву М.К.,

Ертаеву Б.Е. и Тасбулатову А.Б.

 

Уважаемые коллеги!

 

В январе 2013 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев поручил Правительству критически оценивать достижение страны, укреплять единство казахстанцев, усилить роль Вооружённых Сил (ВС) в обеспечении безопасности государства от внешних угроз и совместно с гражданским обществом единым фронтом выступить против всех форм и проявлений радикализма, экстремизма и терроризма. 

 

Вы знаете, что они вызваны непредсказуемостью геополитической обстановки на Ближнем Востоке и ЦАР, милитаризацией Каспия и усилением борьбы между ведущими державами за стратегические ресурсы и превосходство. В то же время, поручения главы государства, непосредственно направленные на укрепление основ государственности и безопасности Казахстана, до сих пор предметно не рассматривались на заседаниях Правительства и комитетов по обороне и безопасности Парламента РК. И наша общая безопасность, за которую неустанно ратует Лидер Нации, не стала приоритетом №1 в деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти, правящей партии страны и делом всего казахстанского общества. Напротив, чрезмерное приукрашивание положений дел и результатов социальной политики в стране, корпоративное хищение многомиллиардных сумм из казны государства, отсутствие социальной справедливости и равенства, породили новые угрозы безопасности Казахстана и нашему единству. Это системная коррупция, религиозный экстремизм и терроризм, на нейтрализацию которых теперь государство вынуждено с малой эффективностью затрачивать основные силы и средства, без надлежащей поддержки со стороны гражданского общества. 

 

Как известно, государство, не справившееся с внутренними угрозами своей стабильности, лишено возможности отразить угрозы военного конфликта средней интенсивности – войны между государствами, и тем более высокой интенсивности – войны с участием коалиции государств. Потенциальность и вероятность их возникновения спрогнозированы и определены в военных доктринах стран-участниц ОДКБ, в том числе в военной доктрине РК на 2011-2015 годы, предусматривающей оборонительный характер защиты территориальной целостности Казахстана. В данном документе  Президентом РК утверждено, что главной задачей ВС является обеспечение военной безопасности государства в конфликтах низкой и средней интенсивности. Однако при всей её стратегической важности, она остаётся неисполненной военным руководством страны, которое предусмотрело в Военной доктрине положение: «Республика Казахстан при возникновении конфликтов средней и высокой интенсивности осуществляет стратегическое развертывание ВС совместно с вооруженными силами дружественных государств и будет стремиться использовать потенциал коллективных систем обеспечения военной безопасности, участником которых является Республика Казахстан». 

 

Вследствие чего, оно, полагаясь на обещания других государств, продолжает обучать нашу армию к проведению специальных операций по уничтожению незаконных вооружённых формирований, имеющих на вооружении всего лишь  стрелковое оружие. Все учения, проводимые МО в течение последних лет, были направлены на ожидание часа «Х» 2014 года, т.е. отражение  угроз, исходящих из Афганистана от боевиков «Талибан». При этом для совместного их уничтожения, ежегодно приглашались командование и войска  стран ОДКБ, НАТО и ШОС, мало заинтересованные в наличии у Казахстана сильной и современной армии. Отдельным из них информационным преувеличением масштабов угроз со стороны многострадального Афганистана, удалось не допустить подготовку наших ВС к самостоятельному обеспечению военной безопасности государства в конфликтах средней интенсивности. В итоге мы в какой-то степени оказались зависимыми от других государств при организации защиты и обороны своего суверенитета. По мнению бывшего начальника главной инспекции МО, депутата Мажилиса Парламента, генерала Б.Ертаева, ВС РК в недостаточной степени готовы к отражению даже угроз, исходящих от незаконных вооруженных формирований. Боевой генерал, владеющий всей обстановкой в нашей армии, на вопросы корреспондента газеты «Мегаполис» (2013 г.) ответил: «...Не время армии расслабляться. Сегодня мы столкнулись с новыми вызовами террористической угрозы и локальными конфликтами. Если бы я сказал, что наши ребята к ним готовы, я  бы слукавил».

 

Однако «наши ребята» из МО вместо проведения критического анализа исполнения требований Военной доктрины, утвержденной указом Президента РК, и состояния боеготовности войск, продолжали убеждать руководство страны, что наши ВС занимают третье место в СНГ после ВС РФ и Украины, когда новое руководство Украины признало боевую готовность своей армии всего лишь на 10 процентов!

 

Несмотря на требования главы государства, руководство МО по субъективным и объективным причинам не смогло приступить к обучению нашей армии отражению угроз межгосударственных военных конфликтов. Сегодня оно вновь придало основной приоритет подготовке войск к отражению угроз конфликта низкой интенсивности и продолжает обучать войска проведению специальных операций по уничтожению бандформирований.

 

Подтверждается это целями учения, проведённого главкомом Сухопутных войск в конце апреля 2014 года. Учение было проведено с участием нового министра обороны С. Ахметова по сценариям 14-летней давности – блокированием и уничтожением незаконных вооружённых формирований. Такие учения в горах с участием фронтовой и армейской авиации, мотострелковых и артиллерийских частей, Ушаралского пограничного отряда, разведывательного батальона и высадкой воздушных десантов для совместной ликвидации 3-х тысяч боевиков, были проведены мною, командиром дивизии, еще в августе 2000 года.

 

Затем такие же учения в масштабе округа были проведены в 2001 году генералом Б.Ертаевым в районе Усть-Каменогорска, а с 2002 по 2005 год -  министром обороны М.Алтынбаевым. В 2005 году он же доложил Президенту страны о готовности ВС к отражению угроз конфликта низкой интенсивности. Какая была необходимость более 9 лет тренировать и натаскивать профессиональную армию к уничтожению группы боевиков и затрачивать на это огромные средства из бюджета страны. Вы знаете, именно такие факторы препятствуют дальнейшему развитию Вооруженных сил и усилению военной мощи нашего государства. Нам, генералам, стоявшим у истоков создания ВС Казахстана, известно, что армия, подготовленная к войне между государствами, всегда отразит угрозы террористов, не имеющих на вооружении авиацию, артиллерию и средства ПВО. Тем более теория военного искусства требует от армии любого государства ее готовности к будущей войне, спрогнозированной на пять и более лет. Вы, бывшие руководители военного ведомства, как и я небезразличные к судьбе страны и его ВС, понимаете: громогласные заявления отдельных наших коллег о готовности военного ведомства адекватно ответить только лишь сегодняшним угрозам безопасности Казахстана, настораживают, являются ошибочными и препятствуют нашему поколению передать своим потомкам сильную армию, обеспеченную современной военной техникой 5-го поколения. Хотя казалось бы, уроки военных конфликтов 21 века должны были научить даже гражданское руководство МО  определению разумных выводов, что важнейшие задачи обороны Казахстана решают войска ПВО и ВВС страны. Без них государство лишается сдерживающего фактора войны, обречено на хаос и насаждению чужих идеалов. Без сильной и современной ПВО страны, закупленные МО с 2007 года на сотни миллиардов народных денег разнотипные российские БТРы-80, 82 и БМПТ, украинские БТР-4, турецкие БРМ «Кобра»,  бронированные автомобили «Хаммер» (США), пригодны лишь в мирное время для проведения показных учений и парадов для гражданских лиц.

 

Поэтому нас, 126 генералов из РОО «Совет генералов», тревожит и беспокоит то, как военное руководство страны обеспечит военную безопасность Казахстана, если фактически с 2006 года не было проведено ни одного общевойскового учения по отражению угроз конфликта средней интенсивности. Такие учения в первую очередь необходимы командующим, главнокомандующим и заместителям министра обороны для выработки у них стратегического мышления и военного мастерства для организации обороны государства и поэтапного усиления военной мощи страны, востребованных в современных условиях, прежде всего, для сдерживания межгосударственных военных конфликтов. Участие в них Казахстана при нынешней военно-политической обстановке и кризисе международного права, согласно принятым на себя обязательствам в рамках ОДКБ, становится наиболее вероятным. 

 

Во-вторых, вы знаете, в марте 2014  года Президент страны определил, что коррупция в военном ведомстве угрожает национальной безопасности государства. Безусловно, его оценка означает неэффективное освоение военным ведомством бюджета обороны, увеличенного за последние 10 лет в тридцать раз. Масштабы угроз корпоративной коррупции в МО колоссальны, но степень их воздействия на подрыв обороноспособности государства до сих пор не осознана Правительством, депутатами Парламента и Советом безопасности страны. Однако вы меня не поддержали, когда с моим участием в комиссии Счетного Комитета был выявлен ущерб, нанесённый в 2007 году высокопоставленными армейскими чинами дальнейшему развитию нашей армии в размере 50 миллиардов тенге! На них в то время можно было приобрести 10 дивизионов современных зенитно-ракетных комплексов С-300 (400) и обновить парк истребительной авиации. За последующие семь лет Министерство обороны РК имело возможность в достаточной степени перевооружить Силы воздушной обороны и создать собственную систему ПВО страны.

 

Более того, ущерб государству не был возмещен, так как исполнители и подчиненные высокопоставленных лиц МО осуждены. В итоге на двух заместителей министра обороны, бывшего командующего Аэромобильными войсками и нескольких начальников департаментов было отказано в возбуждении уголовных дел. Организаторы  при наличии фактов приобретения ими в том же году недвижимости в стране и за рубежом стоимостью от двух до трех миллионов  долларов США, были выдвинуты на вышестоящие должности. Вследствие чего, бывшим министрам обороны Д.Ахметову и А.Джаксыбекову не удалось обуздать корпоративную коррупцию в центральном аппарате МО и среди своих заместителей. Нынешнему министру С. Ахметову в такой ситуации будет очень сложно исполнить требования Президента РК по усилению роли нашей армии в обеспечении военной безопасности государства от внешних угроз и принятию превентивных мер против коррупции в ВС. Многие его заместители не кадровые военные, и они при всей их добросовестности и патриотичности не могут содействовать нашему Верховному Главнокомандующему в обеспечении военной безопасности Казахстана в мирное время,  тем более профессионально представлять Ставку Верховного Главнокомандующего в военное время.

 

В создавшихся условиях Совету безопасности и министру обороны, только лишь одним поднятием войск по тревоге и совершением им 500-киллометрового марша в районы их оперативного предназначения на боевой технике без загрузки на них всего возимого арсенала военно-технического и тылового имущества «НЗ», накопившиеся за все годы проблемы в ВС решить не представляется возможным. 

 

С учетом изложенного предлагается:

 

- военному руководству страны на основе критического анализа состоянии ВС и военной безопасности страны, необходимо принять комплексные меры, четко уяснить масштабы новых угроз и вызовов, выработать решения по созданию нового облика ВС Казахстана; 

 

- своевременно использовать «окно возможности», представленное Н.А. Назарбаевым, внести существенные коррективы в законы РК об обороне, военно-техническую политику государства, военную доктрину Казахстана, программу перевооружения ВС РК и развития ВПК страны;

 

- провести кадровую зачистку в Центральном аппарате МО от непрофессионалов военного дела и казнокрадов, разработать новую программу боевой и оперативной подготовки нашей армии, внести изменения в наставления по службе штабов, в правила и планы развития, развертывания и применения ВС; 

 

- в целях пресечения коррупции в нашей армии инициировать передачу военно-промышленного комплекса страны и дочерних предприятий МО в отдельный орган при Правительстве РК; 

 

- для разработки научно-обоснованной военной реформы и эффективной ее реализации инициировать создание при Совете безопасности генеральной инспекции с привлечением военных ученных и военных профессионалов в отставке, прошедших должности от командира дивизии и выше.

 

Как профессиональный военный и член партии «Нур Отан», прошу Вас безотлагательно рассмотреть указанные мною проблемы на заседании Совета безопасности, комитетов по международным делам, обороне и безопасности Парламента РК и принять действенные меры по укреплению военной мощи нашего государства. Это долг каждого из нас и патриота своего Отечества.

 

 

 

С уважением

 

заместитель председателя Президиума РОО «Совет генералов»,
секретарь первичной партийной организации партии «Нұр Отан» 
генерал-майор Телегусов М.У.

 

 

 

Май 2014 год

 

Новости

Нас поддержали