Официальный сайт
Республиканского общественного объединения
"Совет Генералов"

Генералы Великой Степи

oblozhka.png - 226.15 KB

Энциклопедический справочник

Читать энциклопедический справочник

Видео

Архив

Статьи и материалы

Пограничная безопасность требует

Пограничная безопасность требуетДоктор военных наук генерал-майор запаса Шинтас Утяпов в разговоре со специальным корреспондентом «Мегаполиса» поделился результатами проведённого анализа существующих и прогнозируемых угроз пограничной безопасности. Профессор оперативно-тактического факультета Пограничной академии КНБ РК считает, что эти угрозы имеют «масштабный, системный, динамичный и порой непредсказуемый характер».

– Угрозы прежде всего возникают в результате негативной деятельности множества субъектов трансграничной преступности и имеют организованный, технически оснащённый и многоэтапный характер, а их устойчивость обеспечивается путём жёсткой координации действий деструктивных элементов на всех этапах развития – от возникновения подрывного или преступного замысла до его реализации. Прогноз вызовов и угроз пограничной безопасности показывает, что в ближайшее время следует ожидать возрастания их уровня практически во всех направлениях деятельности защиты и охраны Госграницы.

– Шинтас Сарбасович, вы прямо пугаете народ своими мрачными прогнозами относительно пограничной безопасности. На чём основываетесь? События на Украине как-то подталкивают к откровенным оценкам происходящего?

– Пугать народ – не моя задача. Я лишь хочу обратить внимание на то, что в перспективе может случиться и к чему нам всем надо быть готовыми. Это связано прежде всего с выводом войск НАТО из Афганистана в текущем году. Вывод войск антитеррористической коалиции из Афганистана, как заявляют аналитики, в частности, заместитель директора Исполнительного комитета региональной антитеррористической структуры ШОС, может стать катализатором для дестабилизации обстановки в регионе Шанхайской организации сотрудничества и даже привести, цитирую, «к свержению власти в некоторых государствах-членах организации». После ухода натовских сил вооружённые силы и правоохранительные органы Афганистана не смогут эффективно противостоять талибам в случае их массированного проникновения в регион и прежде всего в страны с преобладающим мусульманским населением, в том числе и в Казахстан.

– Создание Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии и подписание президентами договора о Евразийском экономическом союзе, который начнёт действовать с 1 января 2015 года, скорее всего, также потребует от пограничников совершенствования своей деятельности.

– Безусловно. Учитывая современное состояние пограничной безопасности Казахстана и тенденции развития угроз, основной комплексной проблемой следует считать необходимость качественного повышения эффективности защиты и охраны Государственной границы Республики Казахстан в первую очередь путём развития всех видов деятельности Пограничной службы и совершенствования форм действий охраны Госграницы, а также умелого применения возможностей сил и средств Погранслужбы и взаимодействующих министерств и ведомств Казахстана.

– В чём конкретика? Что необходимо нашим пограничникам кардинально и срочно менять для улучшения, как вы говорите, сложной пограничной ситуации?

– На мой взгляд, в современных условиях должна реализовываться следующая принципиальная схема деятельности пограничных формирований: во-первых, организация и осуществление оперативно-разведывательной деятельности, направленной прежде всего на заблаговременное выявление угроз в пограничном пространстве, признаков подготовки к осуществлению противоправной деятельности, их локализацию и предотвращение. Во-вторых, непрерывный сбор и обработка данных, поступающих от различных оперативных, технических и других источников информации. Другими словами, осуществление мониторинга обстановки, её анализ и оценка на предмет выявления угроз пограничной безопасности, противоправной деятельности, а также чрезвычайных ситуаций в пограничном пространстве. Считаю, что необходимо уходить на отдельных направлениях от линейного построения охраны Государственной границы, рубежей охраны и переходить на районно-объектовое построение с одновременным выделением направлений работы: разведывательной, контрразведывательной, оперативно-технической, разведывательно-поисковой... Отдельныевиды пограничных нарядов, таких, как «дозор», «секрет», «часовой» и другие необходимо наполнять иным содержанием.

– Интересно, каким же? Может, и овчарки уже на границе не нужны, на ваш взгляд?

– Одними из основных видов нарядов должны стать оператор автоматизированной системы технического контроля и разведывательно-поисковая группа с отличными кинологами... При этом институт участкового пограничного уполномоченного должен быть значительно усилен. Спросите почему? Да потому, что вследствие изменившихся социально-экономических условий на приграничных территориях существенно снизилась эффективность работы офицеров пограничных формирований с местным населением. При этом местные жители, единственным источником дохода которых является контрабанда, нередко противодействуют пограничникам в охране границы, зачастую являются пособниками трансграничной преступности. Именно в этой связи возрастает роль участкового пограничного уполномоченного. Необходимо срочное внедрение в деятельность Пограничной службы перспективных разработок вооружения, военной и специальной техники. Создания автоматизированных систем технического контроля обстановки на Государственной границе и в морском пограничном пространстве, в том числе с использованием средств дистанционного зондирования Земли, патрульных авиационных комплексов, беспилотных летательных аппаратов, аэростатов.

– Главная опасность – терроризм. Люди боятся новых взрывов в метро, на стадионах, в жилых массивах. Хорошо, что в Казахстане пока всё относительно спокойно на сей счёт. Но радоваться и расслабляться нельзя.

– Потому в перспективе мы должны выйти на создание автоматизированных систем контроля трансграничных потоков, в первую очередь это касается сбора и анализа упреждающей информации о планируемых перемещениях через Государственную границу террористов, их пособников и средств террора, сбора и анализа разнородной информации о наркоситуации, моделирования процессов перемещения наркотиков, а также деятельности по их пресечению, контроля миграционных потоков и пресечения незаконной миграции. Сегодняшние реалии на границах Республики Казахстан требуют постоянного, активного мониторинга с применением научно выверенных методов и упреждающего адекватного реагирования на угрозы пограничной безопасности. Наибольшую опасность представляют действия боевиков-террористов и их пособников, а также наркотрафик. Эта угроза исходит прежде всего из Афганистана и южных направлений. Преступные группы обладают высоким профессионализмом, отличным знанием основ оперативной маскировки. Все они достаточно высоко мобильны... Если на северном и западном участках границы мы можем применять обычные, классические формы действий по охране границы, то на юге и юго-востоке, очевидно, требуется содержать достаточно крупную группировку пограничных сил и средств, способную вести активную разведку, надежно прикрывать вероятные маршруты передвижения отдельных бандгрупп и наркокурьеров через границу, обеспечивать собственную безопасность, эффективно вести служебные, боевые действия.

– Какие, на ваш взгляд, ещё существуют проблемы, которые необходимо решать как можно быстрее?

– В настоящее время существуют серьёзные проблемы в вопросе применения Пограничной службы в пограничных вооружённых конфликтах. Согласно военной доктрине Пограничная служба во взаимодействии с соединениями и частями ВС РК применяется и привлекается для разрешения пограничных конфликтов, для отражения агрессии, вооружённой защиты территориальной целостности и суверенитета страны, борьбы с терроризмом, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также выполнения задач в соответствии с международными договорами. Чтобы выполнить доктринальные требования и другие задачи, связанные с охраной Государственной границы, необходимо решить ряд противоречий, имеющих место в боевой подготовке личного состава и боевом слаживании подразделений, частей, соединений Пограничной службы. Суть этих противоречий связана прежде всего с необходимостью боевого обучения пограничников и ограниченным временем на эту подготовку. Кроме того, упразднение в составе пограничного отряда высокоманевренных подразделений, миномётных батарей и других боевых подразделений не позволяет пограничному отряду эффективно вести самостоятельные боевые действия по отражению вооружённого вторжения. Поэтому при применении соединений и частей Пограничной службы в пограничных вооружённых конфликтах будет наблюдаться острая нехватка личного состава, огневых средств поражения, боевой техники. Основу созданных нештатных формирований в качестве резервов и других элементов боевого порядка, как правило, будут составлять военнослужащие инженерных подразделений, связи и тыла, боевая выучка которых в тактическом отношении низка. Считаю, что в интересах ведения боевых действий по вооружённой защите Госграницы необходимы определённые изменения в рамках существующей организационно-штатной структуры пограничных отрядов для создания оптимальной структуры и создания временных тактических формирований. Важной правовой акцией укрепления пограничной безопасности РК должна стать также разработка новых концептуальных документов: Основ пограничной политики Республики Казахстан, Концепции охраны Государственной границы страны на ближайшее пятилетие, Закона о пограничной безопасности. Очень важно, чтобы в констатирующей части таких документов была дана объективная оценка результатов выполнения предшествующих актов и вскрыты причины имевших место провалов.

– Шинтас Сарбасович, говорить об адекватном реагировании на возникающие угрозы безопасности в пограничной сфере можно лишь тогда, когда выстроена современная гибкая, динамично развивающаяся система по их нейтрализации вдоль всего периметра Государственной границы.

– В связи с этим сбалансированное развитие пограничных органов, выполняющих задачи как на суше, так и на море, а также в пунктах пропуска через Государственную границу, их комплексное техническое оснащение современными техническими средствами и должно являться одной из отправных точек и приниматься как аксиома. Что касается экономических мер укрепления пограничной безопасности, то следует исходить из реальных, а не воображаемых возможностей государства. Применительно ко всей протяжённости Государственной границы необходимо провести детальную инвентаризацию объёма строительных и других работ в пограничном пространстве, выявить реальные возможности финансирования такого строительства из государственного бюджета и других источников, строго рассчитать строительные приоритеты по всем направлениям обеспечения пограничной безопасности.

– Но ведь уже существует множество различных государственных программ оборудования границы. Столько денег на это уже ушло из бюджета.

– Все программы нуждаются в уточнении. Первоочередной задачей, думаю, следует считать строительство военных городков для подразделений, непосредственно охраняющих Государственную границу. Невозможно укрепить пограничную безопасность страны, если пограничники вместо того чтобы заботиться об укреплении охраны порученного участка Госграницы, будут заниматься, как это происходит сейчас, поисками места проживания и пропитания для своих семей. Важными группами мер по укреплению пограничной безопасности являются тесно увязанные между собой информационные и воспитательные меры. Они должны носить упреждающий по отношению к другим мерам характер, осуществляться постоянно, в личном общении и с помощью СМИ, быть нацеленными на личный состав, членов семей военнослужащих, население пограничных населённых пунктов. Очень важно, чтобы информационные и нравственно-воспитательные меры сопровождались улучшением социально-бытовых условий жизни воинов-пограничников, членов их семей и всего населения приграничной территории...

Источник: http://www.megapolis.kz/art/Pogranichnaya_bezopasnost_trebuet

Новости

Нас поддержали