Официальный сайт
Республиканского общественного объединения
"Совет Генералов"

Генералы Великой Степи

oblozhka.png - 226.15 KB

Энциклопедический справочник

Читать энциклопедический справочник

Видео

Архив

Статьи и материалы

Выражение «хочешь мира – готовься к войне» стало актуальным.

Выражение «хочешь мира – готовься к войне» стало актуальным.

Современная военно-политическая обстановка в мире вошла в свою агрессивную стадию и усилила неотвратимость широкомасштабных войн с участием развитых держав. В военных доктринах этих государств целенаправленно спрогнозирован и определен потенциальный противник, с которым необходимо готовиться к войне с применением новейших автоматизированных систем вооружения. Военное руководство Пентагона открыто грозится нанести России поражение за 10-20 дней с одновременным выводом из строя его ядерного, экономического и оборонного потенциала, систему управления вооруженными силами и государством. Исключив при этом у нее возможностей по ведению затяжных оборонительных действий, поставке в войска мобилизационного резерва и развертыванию резервных частей. Она также готовится к войне, а договор о коллективной безопасности обязывает Казахстан помогать России в случаи акта агрессии против нее. И уже создана объединенная система ПВО России и Казахстана, штаб которой планировалось разместить в г. Алматы. К тому же, в середине сентября т.г. на заседании Совета ОДКБ принято протокольное решение о создании воинских контингентов коллективных сил оперативного реагирования, об их составе и дислокации. Военные конфликты XXI века на практике подтвердили массовый выход техники из строя в первые дни войны, отсутствие времени на развертывание резервных частей и мобилизационного резерва, которые для участия в оборонительных операциях должны быть обеспечены вторым комплектом боевой техники. Яркое тому подтверждение паническое бегство миллионной армии Ирака от массированных и прицельных ударов высокоточного оружия коалиционных сил НАТО в самом начале войны.

Для отражения широкомасштабных ударов агрессора наиболее целесообразно содержать в армии высокопрофессиональных контрактников, с выходом на пенсию в 45 летнем возрасте они могут состоять в резерве при продлении срока пребывания в запасе до 58 лет. Они настоящие военные профессионалы и солдаты войны, имеющие высокий морально-боевой дух и готовые пожертвовать всем для защиты Родины. Поэтому я, как военный специалист, ярый сторонник профессиональной армии и за ее перевооружение на боевую технику, соответствующим мировым стандартам.

В конце 90-х, в сложное для нашей страны время, я командовал танковой дивизией, на вооружении которой состояли современные, но сложные в эксплуатации и боевом применении танки Т-72Б с ракетно-пушечным вооружением. За год обучения молодые солдаты срочной службы выводили из строя от 3 до 5 единиц дорогостоящей бронетанковой и специальной техники. Для решения этой проблемы, а также уроки Баткенских событий, когда на территорию Киргизии вторглось несколько сотен боевиков – все это требовало создание в дивизии подразделений постоянной боевой готовности, укомплектованных военнослужащими контрактной службы за счет частей Аягузского, Ушаральского и Актогайского гарнизонов.

В феврале 2000 года, мне представилась возможность на закрытом заседании совета безопасности о принятых мною мерах доложить Президенту страны. Глава государства поручил руководству МО РК в течение 3-х месяцев представить ему на утверждение программу развития ВС РК до 2010 года. В последующих 3-х военных доктринах нашего государства создание профессиональной армии, ее оснащение современной боевой техникой и готовность к отражению угроз военных конфликтов низкой и средней интенсивности, рассматривались как основной приоритет в строительстве ВС РК. На протяжении 15 лет, руководством МО РК на создание профессиональной армии было затрачено не одна сотня миллиардных средств из бюджета страны.

При государственном подходе, военнослужащий контрактной службы дешевле обойдется государству.

Содержание в резерве уволенных в запас военнослужащих контрактной службы до 58 лет позволит за первые 3-4 года их количество довести до 10 тысяч и перейти на комплектование казахстанской армии в добровольном порядке из числа желающих призывников. В свою очередь представится возможность сократить 15 военно-технических школ МО РК, готовящих за 40 дней резервистов стрелков-автоматчиков, а также сержантскую школу, выпускающую 20 летних сержантов для воспитания и обучения 30 летнего контрактника. Более результативным станет решение готовить сержантов из числа самих контрактников, прослуживших в армии не менее 5 лет.

Контрактник, при плановой организации боевой учебы, через 2 года службы становится профессионалом военного дела по своей военно-учетной специальности. В последующие годы, нет необходимости его повторно обучать к действиям в составе отделения и взвода. За 1 год денежные средства, затрачиваемые на боевую подготовку контрактников, сократятся на десятки миллиардов тенге, а главное сохранится боевая техника, предназначенная на период войны. Боевые стрельбы отделений и взводов из общего числа учений, проводимых МО РК в учебном году составляет около 60 процентов (Казинформ за 13.09.2016г.: «За 2015 год в Вооруженных Силах проведено 2208 различных учений (в том числе, боевые стрельбы отделений и взводов). Интенсивность такого рода учений не является основным показателем боевой готовности нашей армии. Они порой вызывают физическую и психологическую усталость у офицерского состава, понимающих малую их результативность без испытания на них новых видов военной техники и способов вооруженной борьбы. Приобретенные контрактником за 2 года службы навыки и умения управлять штатным вооружением позволяет ему профессионально действовать в любых видах боевых действии и успешно участвовать на ротных, батальонных и бригадных учениях с боевой стрельбой.

Содержание в армии военнослужащих срочной службы требует круглосуточную деятельность солдатских столовых для обеспечения их 3-х разовым питанием, котельных и банно-прачечных комбинатов, казарменного фонда с затратами на электроэнергию, воду, мебель, ремонт и т.д. В общей сложности они превышают заработную плату солдата контрактника, установленную в размере от 60 до 80 тысяч тенге в месяц.

При досрочном увольнении контрактника в социальном плане пострадают, кроме членов его семьи и престарелые родители, содержащиеся согласно их традиций на иждивении сына-военнослужащего. Большинство из них для их лечения, а также обучения младших братьев и сестер в платных ВУЗах возложили на себя кредитную кабалу. Потеря источника дохода в дальних гарнизонах придаст контрактнику-профессионалу статус вечного безработного, чем непременно воспользуются миссионеры и представители деструктивных религиозных течений.

Жизнь сегодня диктует необходимость поднятия престижа и привлекательности воинской службы. Думаю будет наиболее эффективным принятие государственной программы по обеспечению жильем военнослужащих, снижению им ставки ипотечного кредитования до 3% годовых, выделению военнослужащим в приоритетном порядке земельных участков и доступного ипотечного жилья. Оптимизация воинской службы, совершенствование боевой подготовки, сокращение дублирующих учреждений и минимизация коррупции позволит увеличить заработную плату для младшего состава солдат и сержантов контрактной службы. В настоящее время большинство из них содержит семью за счет компенсационных выплат за наем жилья, все чаще вступая в коррупционную связь с арендодателем. Арендуемые квартиры затем остаются за владельцами, а не на балансе Министерства обороны РК. Отмену многозатратной для страны компенсации необходимо проводить продуманно, безболезненно, с последующей ее заменой другими льготами и не допуская массового увольнения контрактников из ВС РК.

Служить два года можно при наличии сильной социальной мотивации.

Предложение председателя комитета по международным делам, обороне и безопасности, депутата Парламента РК Д.Назарбаевой о 2-х годичной службе в армии с обучением их к гражданским специальностям, прежде всего направлено на решение социальных проблем нашей молодежи и содействие им для адаптации во взрослую жизнь. Они востребованы временем, условиями рыночной экономики и наиболее приемлемы для Национальной гвардии, пограничных войск и департамента по чрезвычайным ситуациям. Возложенные на них задачи по обеспечению общей безопасности казахстанцев могут наиболее качественно выполняться солдатами срочной службы. Необходимо все предложения Дариги Нурсултановны согласовать с их руководством, в том числе и возможность возрождения МЧС с развертыванием частей гражданской обороны в каждом регионе страны. Такое решение Правительства безусловно минимизирует многомиллиардный ущерб государству, ежегодно допускаемый бездействием местных властей и не принятием ими своевременных мер по недопущению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В любом случае нужен новый законопроект о прохождении воинской службы и статусе военнослужащих, экономический и социально выгодный, как для государства, так и для молодежи, призываемых для службы в этих госструктурах.

Во-первых, для обучения к востребованным гражданским специальностям, они должны иметь возможность выполнять по госзаказу Правительства строительные, спасательные, охранные и другие работы, приемлемые к их специфическим задачам. Такие как строительство зданий и сооружений, плотин и дамб, автомобильных дорог, железнодорожных путей, ликвидация аварийных объектов, подготовка земельных участков под ИЖС и т.д. Кроме того возложить на них решение проблем водной и экологической безопасности, имеющие уже стратегическое значение для дальнейшего развития страны.

Во-вторых,  заработанные ими средства разрешить использовать на увеличение заработной платы и обеспечение жильем семей офицеров. Предусмотреть также заработную плату и для солдат срочной службы.

В-третьих, изучить целесообразность введения альтернативной службы на втором году пребывания срочника на воинской службе. Важное значение для привлекательности службы и поднятия заинтересованности солдат срочной службы имеют льготы, такие как приоритетное право на получение ипотечного жилья, земельного участка, поступление не льготных условиях по гранту в ВУЗы, предоставление кредита на открытие МСБ и работу в госорганах и т.п.

При принятии Правительством решения по оптимизации затрат бюджетных средств в силовых структурах и армии, то члены РОО «Совет генералов» готовы оказать содействие в изучении таких инициатив с посещением воинских учреждений и представлением по их результатам обоснованных предложений по экономии средств на их содержание.

 

Заместитель председателя Президиума РОО «Совет генералов»,

 член Общественного совета г. Алматы,

генерал-майор в отставке Телегусов М.У.

29.10.2016 года

Новости

Нас поддержали